K r u t i m i n s t . r u

Instagram действует как обезболивающее

Чрезмерное использование мобильного телефона — болезнь современной цивилизации. Большую часть времени, которое мы проводим в телефонах, мы используем приложения, которые призваны максимально привлечь наше внимание. Неудивительно — ведь от того, как часто мы используем данное приложение, зависит прибыль его владельцев.

На самом деле все немного сложнее — за всеми вспышками и гудками стоит то, что мы называем «поведенческим дизайном».

Успех приложения часто измеряется тем, насколько сильно оно меняет наше поведение. Если мы открываем приложение каждый день, создавшие его разработчики могут быть довольны. Социальные платформы, такие как Instagram, приносят тем больше дохода своим владельцам, чем больше их используют пользователи. В такой ситуации наше внимание становится валютой де-факто.

Такая модель работы означает, что социальные платформы обвиняются в том, что они делают своих пользователей зависимыми. Поведенческий дизайн играет важную роль в этом вопросе. Приложения, управляющие нашим поведением, имеют три аспекта.

Чтобы выработать привычку, нужно соответствовать трем критериям: соответствующая мотивация, действие и триггер. Трехкомпонентный подход, ставший сейчас стандартным среди разработчиков приложений, основан на поведенческой модели Фогга, разработанной Б. Дж. Фоггом, профессором Стэнфордского университета.

Возникновение конкретной потребности или мотивации необходимо для того, чтобы мы вообще открыли данное приложение. Это может быть, например, ожидание, которое мы испытываем, когда наш телефон вибрирует, или страх что-то упустить.

Помимо мотивации, необходимо действие, чтобы втянуть нас в поведенческую петлю — например, щелкнуть приложение или нажать кнопку «нравится». Сложность этого должна быть как можно ниже.

Тот факт, что действие происходит, основан на наличии триггера. Именно он заставляет нас начать пользоваться приложением. Триггером может быть вибрация телефона или вспышка экрана, указывающая на новое сообщение.

Изменение нашего поведения необязательно должно быть неправильным по своей сути; некоторые приложения способствуют развитию соответствующих привычек, например, повышают нашу производительность или поощряют более частые физические упражнения.

Однако группа бывших сотрудников Apple, Google и Facebook говорит, что цифровые корпорации разрабатывают свои приложения так, чтобы они вызывали привыкание. Это простое соотношение: чем больше вы используете приложение, тем больше дохода оно приносит своему владельцу.

Обвинения бывших сотрудников технологических гигантов говорят о том, что эти компании стремятся проводить как можно больше времени с использованием своих приложений, потому что им это выгодно. Вопрос психического здоровья или эмоционального баланса здесь не имеет большого значения.

Виновником цифровой зависимости в первую очередь является один тип приложений. Мобильные приложения можно разделить на две категории. Один из них — «обезболивающие», а другой — «добавки».

«Дополнительные приложения» помогают решить некоторые проблемы, улучшить нашу работоспособность и в целом облегчить нашу жизнь. Это, например, банковские, транспортные и переводческие приложения. Как правило, они достаточно быстро удовлетворяют нашу потребность в информации. По этой причине мы используем их спорадически и в течение короткого времени. Социальные сети имеют самый высокий потенциал привыкания.

Совершенно иначе обстоит дело с «обезболивающими» приложениями. Цифровые продукты такого типа не удовлетворяют какой-либо конкретной потребности; они просто привлекательны для своих пользователей. Эти приложения чаще всего генерируют стимул, связанный с негативными эмоциями, такими как одиночество или скука.

Зависимость пользователя от приложения гораздо чаще встречается в случае «обезболивающих» приложений, чем в случае «дополнительных» приложений.

Instagram — хороший пример добавки, которая может быстро стать болеутоляющим средством. Это происходит, когда мы достигаем стадии, когда уже не можем без этого жить. Демонизация приложений не имеет особого смысла — этичное создание мобильных решений и монетизация их работы не обязательно должны быть взаимоисключающими.

Основная причина, по которой социальные сети вызывают привыкание, заключается в том, что большинство компаний первыми задаются вопросом: как мы можем заработать на этом деньги? В свою очередь, этичная разработка приложений ориентирована на пользователя.